Тюнинг систем выпуска
Тюнинг выхлопной системы автомобиля — это не только украшение внешнего вида и изменение звучания глушителя.
Эта процедура может оптимизировать работу двигателя и добавить несколько дополнительных лошадок, под капот вашего стального коня. Однако без детального изучения работы системы выпуска начинать ее тюнинг не стоит, поскольку в автомобиле, как и в любом сложном механизме все взаимосвязано.
Если говорить коротко, то углубленное изучение необходимо, по целому ряду причин:
- Во-первых, грамотная настройка выхлопной системы, процедура дорогостоящая и сложная, поскольку нужно синхронизировать работу системы впуска, самого двигателя и системы выпуска.
- Во-вторых, изменения в штатный глушитель будут эффективны, только при внесении аналогичных изменений в работу других вышеупомянутых деталей.
- В-третьих, стоит либо полностью довериться опытным мастерам, либо быть в состоянии говорить с ними на одном техническом языке.
Прежде всего, важно ближе ознакомиться со структурой и функцией системы выпуска отработанных газов в контексте наиболее связанных систем впуска или нагнетания воздуха и впрыска топлива. Вникнув в эту тему и представив себе всю систематику взаимодействия этих систем, мы автоматически ясно осознаем роль именно выхлопной системы. Естественно, стоит четко понимать какие именно изменения влекут за собой позитивный прирост мощности, именно в данной конкретной конфигурации.
Конструкция выхлопной системы
Современная система выпуска отработанных газов в основном состоит из следующих конструктивных элементов:
- Выпускной клапан (регулирует фазу отвода отработанных газов);
- Катализатор (каталитический нейтрализатор вредных веществ);
- Кислородный датчик (лямбда-зонд, контролирует состав выхлопа);
- Выпускной трубопровод (соединяет основные элементы);
- Дополнительный глушитель (резонатор);
- Основной глушитель (акустическое глушение звука выхлопа);
- Отражатель («паук» перед выхлопной трубой).
Функция системы выпуска в автомобиле
Перед системой выпуска в автомобиле, ставят несколько ключевых задач:
- Работа каталитического нейтрализатора (катализатора) в связке с одним или двумя лямбда-зондами направлена на понижение концентрации токсичности выхлопных газов.
- Шумопонижение, как одна из основных функций глушителя призвана обеспечить комфорт для водителя, пассажиров, других участников дорожного движения и пешеходов.
- При максимально эффективной реализации двух вышеуказанных задач, необходимо минимизировать потери в мощности двигателя. Именно на решении этой задачи сконцентрирован тюнинг автомобиля.
Как зависит мощность автомобиля от работы его выхлопной системы
Как производное от отношения вращающего момента к скорости вращения коленчатого вала, мощность автомобиля напрямую зависит от объема и качества горючей смечи в двигателе. Двигаясь из верхней мертвой точки в нижнюю, каждый цилиндр наполняется смесью топлива и воздуха, на что непосредственно влияет согласованность давления во впускной и выпускной системах.
Естественно, чем выше давление впускного механизма и ниже давление в выхлопном коллекторе, тем больше смеси окажется в рабочем цилиндре и тем мощнее двигатель. С точки зрения тюнинга выпускной системы или ремонта глушителя – все, что может препятствовать отводу выхлопных газов, может ограничивать автомобиль в мощности.
При серийном производстве, концептуальная модель авто точно настраивается один раз, после чего, данная конструкция многократно повторяется во всех выпускаемых машинах. Таким образом, если изменения в конструкцию впускной системы или двигателя не вносились, то при ремонте глушителя лучше произвести замену или восстановление штатных деталей. При тюнинге мощности автомобиля, если были внесены изменения в соответствующие узлы, то, для достижения лучшего результата потребуется тонкая настройка и тюнинг выпускной системы.
Легко понять, что самое большое сопротивление выхлопу, а соответственно и мощности создает собственно основной акустический глушитель. С этим и связана замена глушителя, идущего в комплекте от производителя авто, на прямоточный вариант. Максимум «тяги», можно достичь благодаря минимальному сопротивлению всех конструктивных элементов системы выпуска, которое позволит оставаться в рамках действующих технических норм.
Правильной настройкой системы выпуска можно считать оперативное формирование фронта разрежения в ответ на всплеск давления выхлопных газов, что создает оптимальные условия для полноценного заполнения, рабочего объема в цилиндре, топливной смесью. Это достигается рядом вариативных мер, например, регулировка параметров труб и выбор так называемого паука (отражатель).
Производитель автомобиля, особенно это относится к иномаркам известных мировых брендов, как правило, уже оптимально настроил взаимодействие всех систем. После тюнинга требуется профессиональная подстройка, однако стоит помнить, что не существует «универсальных» параметров для всех выхлопных систем. Тюнинг системы выпуска проводится в комплексе с доработкой двигателя и системы впуска, причем каждый параметр, адаптируется под конкретные условия эксплуатации автомобиля.
Профессионалы рекомендуют, при проведении тюнинга системы выпуска, обратить внимание на следующие моменты:
- Лишние детали или элементы, отражающие звук, будут вызывать непредвиденный акустический резонанс. Поэтому, так популярны прямоточные глушители. Важно доверить установку прямотока грамотным специалистам, поскольку от качества работ будет зависеть его эффективность и надежность.
- Лучше отказаться от использования труб различного диаметра, особенно внимательно стоит отнестись к резким перепадам сечения, а также постараться избежать использования деталей, выступающих внутрь конструкции глушителя.
- При тюнинге системы выпуска, ремонте глушителя или замене катализатора стоит воспользоваться услугой установки или замены гофр. Гибкие соединения, между элементами выхлопной системы, увеличивают ее долговечность и надежность креплений.